Усилитель для бас-гитары. Часть 1. Ламповый преамп.

Как-то общаясь со знакомым бас-гитаристом, мне поступило предложение собрать усилитель для бас-гитары, который бы можно было использовать на репетициях и на маленьких концертах. Предложение было принято, так как опыт в построении подобных вещей уже был. Ну делать, так делать! Начал разрабатывать конструкцию усилителя. По «тех. Заданию» усилитель должен обеспечивать выходную мощность около150-200 Ватт, бас-гитара должна подключатся на –прямую, без всяких внешних устройств. Все понятно! Нужен будет преамп для усиления сигнала датчика, темброблок, усилитель мощности, блок питания, индикация сигнала и блок защиты.
В первой части этой статьи повествование будет вестись о сборке предусилителя (преампа) сигнала с датчика бас-гитары. Тут начал думать над схемой и над тем, на чем реализовать преамп – транзисторы или лампы! Ну конечно ЛАМПЫ! И схемы простые на лампах и качество отличное, ну и в конце – то концов модно так!
Начался поиск схем! Решений было найдено много и из всего, что нашел была скомпонована схема.

Вот более крупнее
Преамп собран на двух лампах 6Н2П. Итак, на входе преампа «трудятся» два триода, это так называемы мю-каскад. Он обеспечивает большое предварительное усиление при минимуме искажений. Так же он обеспечивает одновременное ощутимое улучшение нескольких важных параметров: стабильности режима, линейности, выходного сопротивления, широкополосности, перегрузочной способности и чувствительности к помехам и пульсациям анодного напряжения питания.
Вот основная схема данного каскада.


Еще его называют часто СРПП (SRPP — Shunt Regulated Push Pull)
Итак, вместо обычного резистора анодной нагрузки каскад СРПП имеет в цепи анода второй триод, смещение на сетке которого задается резистором Rк2. При появлении положительной полуволны сигнала на сетке V1 ток нижнего триода увеличивается, что приводит к увеличению падения напряжения на резисторе Rк2, а это, в свою очередь, уменьшает ток верхнего триода V2. Наблюдается тенденция стремления к стабильности анодного тока, который зависит теперь от изменений входного сигнала в меньшей степени, чем в обычном резистивном каскаде усиления. Комбинированная нагрузка — триод V2 и резистор Rк2 — по своим свойствам начинает приближаться к источнику стабильного тока.
Это дает возможность получить несколько больший коэффициент усиления каскада СРПП по сравнению с обычным усилительным каскадом. А поскольку выходной сигнал снимается с катода V2, то и выходное сопротивление оказывается значительно ниже. Реально в случае, когда такой каскад работает на относительно низкоомную нагрузку, можно получить очень значительный выигрыш и по усилению, и по полосе пропускания. Второй каскад, собранный по классической схеме, позволяет получить эффект перегруза. Для смягчения эффекта были добавлены фильтры на входе и выходе каскада.
Двухполосный регулятор тембра представляет собой адаптированную версию фильтра Баксандала. Вот основная схема

Разработанный английским инженером Баксандалом еще в 1952 г. регулятор тембра стал, пожалуй, самым распространенным частотным корректором в электроакустике. Классический его вариант состоит из образующих мост двух звеньев фильтра первого порядка — низкочастотного R1C1R3C2R2 и высокочастотного C3R5C4R6R7.
Так как данный регулятор тембра вносит значительное затухание уровня сигнала, то был добавлен еще один каскад по классичской схеме резистивного усилительного каскада на триоде с общим катодом.
Вот собственно и весь преамп!
Так, с преампом разобрались, теперь нужно подумать о питании всего этого лампового дела. Для питания был выбран трансформатор ТАН-34, так как он обеспечивал все необходимые напряжения. Обмотки для питания анодной цепи 7-8 и
9-10 были запараллелены для получения необходимого запаса по току, и включены последовательно с обмоткой 15-16 для получения необходимого напряжения. Накальные обмотки 19-21 и 22-24 включены последовательно, на выходе с них получено 12,6 В (для чего описано ниже).
Накал ламп было решено делать постоянным напряжением, во имя избавления от фона переменного тока. Решено было использовать микросхему LM317. Но так как две лампы 6Н2П потреблял по накалу ток около 1,3 ампера, то было принято решение умощнить LM317 еще и транзистором. Схем умощнения есть много, но я остановился на той, что ниже, плюс ко всему тут еще добавлено устройство ограничения тока на маломощном транзисторе. Подстроечным резистором выставляется необходимое выходное напряжение.

Вот крупнее
Для питания анодных цепей было решено использовать «электронный дроссель»- полупроводниковый стабилизатор (обычно построенный на основе высоковольтного полевого транзистора большой мощности). Электронный дроссель позволяет добиться минимального уровня фона не увеличивая габариты устройства. Применение полевого транзистора в качестве стабилизатора анодного напряжения позволяет уменьшить пульсацию напряжения до уровня, не оказывающего влияния на работу схемы (т.е. убрать фон). В данной конструкции применен полевой транзистор 2SK2996.Схема дросселя приведена выше. Это устройство доволь-но таки неплохо фильтрует напряжение и обеспечивает плавное нарастание анодного напряжения, плюс имеется стабилизация анодного напряжения.
Ну вот и с питанием разобрались! Теперь переходим к воплощению этого всего «в железе». Основные элементы преампа были собраны на печатной плате. Из 1 мм металла было сделано П-образное шасси, на которое были установлены панельки для ламп и плата, закрепленная на стойках. Лампы с платой соединены монтажным проводом. Вот фото.


Тембр-блок был собран на печатной плате и соединен экранированным кабелем с основной платой, тембр-блок в будущем будет крепится к передней панели.

Печатные платы не привожу, так как они довольно простые и если кто захочет повторить, то разведет сам под свой корпус и шасси, а может кто предпочитает полностью навесной монтаж)))
Блок питания был собран на печатной плате, на этой же плате были установлены конденсаторы фильтра для питания усилителя мощности.


Вот фото устройства в сборе при тестировании.


Ко входу преампа был подключен генератор сигналов, на выход осциллограф. Искажения формы сигнала не наблюдалось, только при выкручивании ручки «Gain» на максимум было видно ограничение синусоиды, но это так и задумано, так как был нужен легкий перегруз. Так же были проведены испытания с гитарой, гитаристу понравилось, звук мощный, сочный, темброблок полностью справлялся со своей функцией. Сэмплы будут выложены под конец сборки всего усилителя.
Вот пока на данном этапе все, в следующей части будет рассмотрена конструкция усилителя мощности.
Печатные платы

28 комментариев

avatar
Добрый день, Sayron. Не подскажите мне схемку предварительного усилителя для акустической гитары? Звукосниматель электромагнитный. Буду благодарен.
avatar
а вам какой ламповый или полупроводниковый? Вот есть вариант на полупроводниках www.sugardas.lt/~igoramps/article44.htm (работает и с электромагнитным звукоснимателем), а если на лампах — классика жанра TOMATO — www.sugardas.lt/~igoramps/tomato_preamp_rus.htm (очень классный пред!!!)
avatar
у меня ссылка работать не хочет. почему? что вводить надо?
подскажите.
avatar
полностью копируйте там где синим и черным шрифтом ссылка выделена
avatar
Все зашло на страницу. Спасибо, Sayron.
avatar
Почему именно 6Н2П? она же генераторная.
avatar
вы что -то путаете она не генераторная, а усилительная, вот описание oldradio.qrz.ru/tubes/russian/detail/6n2p_2.shtml
avatar
Я о том что звук у лампы 6Н2П более жесткий, чем у 6Ж32П которая под гитару более адаптирована.
avatar
Я порекомендовал бы выкинуть лампу V1 и применить 6Ж32П, получите более плотнее бас с неплохой детализацией, 6Н2П немного мыльный и гудящий бас.
avatar
Ну выкинуть уже ничего не получится))))Про 6Ж32П знаю, хотелось бы на ней попробовать, но нету в наличии такой((( На 6Н2П тоже неплохо звучит, если режимы подобрать, то даже отлично, звук получился сочный, но довольно резковатый, но для стиля Death metal — именно оно!
avatar
Сам сейчас взялся за гитарный усилитель в подарок брату. Только ещё не решил будет ли ламповым или же транзисторным оконечный каскад, но предусилитель точно буду делать ламповым.
Немного смущает несбалансированный небуферизированый выход отдельно стоящего преампа, как-то привык, что выход предусилителя — сбалансированный 600 Ом. Между каскадами внутри одной конструкции — нормально, но для отдельно стоящих устройств — странно как-то.
avatar
преамп будет подключаться к усилителю мощности через повторитель на оу, преамп будет не отдельной конструкцией, а так сказать, все в одной упаковке
avatar
Ну тогда: «В добрый путь!» — и за свой плюсик я теперь более чем спокоен.
Кстати, никогда не снимали сигнал с электрогитар? Просто брат сейчас сделал дизайн гитары и заказал уже её мастеру, а мне заказал тремоло и звукосниматели. Предположительно будут стоять Seymor Duncan Dimebucker и TB-59. Если знакомы с ними, то может снимали пиковые и средние значения сигналов? Ну или хотя бы просто сигналы с качественных гитар. Очень хочется брату подарить в качестве усилителя что-то особенное. В электронике опыт у меня большой и доступ к определенным производственным мощностям есть, но кабинеты до этого не собирал.
avatar
С этими звучками знаком, но вот снять параметры мне с них не довелось, а хотелось… знакомы один ставил себе на гитару SH-13 и в нэк SH-1n, оценивал только на свой ух))))У датчика SH-13 резонансная частота около 5кГц где-то (в нэте как-то смотрели), а вот уровень не успел померить я(((
avatar
Seymor Duncan Dimebucker — у этих датчиков звук довольно мясистый, самое то для Death и подобных стилей
avatar
на схеме блока питания есть непонятная деталь которая подписан Т1 рядом с R4.
avatar
Да, это мой недочет, пропустил когда схему рисовал. Это полевой N-канальный транзистор 2SK2996, стоит в электронном дросселе анодного питания. Вот даташит на него www.datasheetcatalog.org/datasheet/toshiba/2917.pdf Этот транзистор с защитным стабилитроном внутри.
avatar
спасибо.
выложите пожалуйста платы.
avatar
Ссылка на платы в конце статьи
avatar
о, то что нужно, сын просит преамп басовый, буду собирать, тем более СРПП мне давно нравится, усилители для ушей на нём собирал, единственное что буду менять сразу — возможность фикса на первый каскад (акк. в катод) другой звук там в принципе выходит, эл.дроссель тож немного не такой (разница небольшая, ещё одна ёмкость), ну и по итогу надо-бы посмотреть как он с 6н6п работать будет, более низкоомная лампа.
avatar
да, СРПП предоставляет большой простор для творчества, я тоже пробовал с фиксом, но мне понравилось без него, звук более тягучий получился, но немножко резковат, но для того стиля, что играем самое то! Насчет 6Н6П тоже интересно, я сейчас на ней предварительный усилитель для самодельной звуковой карты готовлю, думаю тож неплохо выйдет!
avatar
Для каких целей в схеме блока питания нужно устройство ограничения тока?
До каких величин происходит это самое ограничение? До 1,3А?
Как его регулировать?

Спасибо.
avatar
Добрый день!

Товарищи, я собрал часть БП приведённого тут отвечающую за накал, так вот, подключил нагрузку потребляющую 2,5А, так выставленное напряжение 2,5В просело до 1,5В и ток нагрузки медленно снижался с 2,5А до 1,5. Нагрелся диодный мост (мостик 4А, 1000В) и немного потеплел транзистор 5200-й. Схема была запитана от БП 5В, 2,45А. Я предполагаю, что нужно поменять мост на 6А-й и поменять 5200-й транзистор на 2Т827В или П217. Верно?

С уважением,
Александр
avatar
Спасибо за проект!!! Один вопрос.У меня много ламп 6н23п. Их можно взаимозаменять с 6н2п в данном приборе? или режим работы ламп сильно изменится??
И второй вопрос. вы собрали оконечник под проект? если да.можно ссылку?
avatar
вот оконечник electronics-lab.ru/blog/audio/35.html
замена лампы возможна, но режимы изменятся — ток анода у 6Н23П-15 мА, 6Н2П-2.3мА, и анодное напряжение низкое… поменять можно, но придется пересчитать номиналы некоторые
avatar
Спасибо! У меня еще один вопрос.Собрал первый каскад на первой лампе.Включил на прослушку в студии и на слух отвален низ.Обрезан именно на слух как будто герц от 500 и вниз затухание.достаточно сильно.начал рассматривать схему, увидел цепочку конденсаторов и резисторов.С2, С3,R5.Отпаял какой то из этих конденсаторов и появился низ. Суть вопроса почему с ними отваливается низ? он потом компенсируется как то с остальной частью схемы?))Почему первый каскад ламповый с обрезаным низом получается?
avatar
И еще что за номинал у вас в блоке питания под номером R5?
avatar
Да, потом низкая состовляющая далее компенсируется, номинал R5 — 0,1 Ома
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.