Часть первая - Изготовление печатной платы - "Идем на мокрое дело".

Данная статья пригодится тем людям которые в силу определенных обстоятельств не могут использовать другой способ (это например при помощи утюга, ламинатора или фоторезистора).
Как и в ЛУТ (лазерно-утюжная технология), некоторые конечно и будут отличатся, нужно проделать следующие операции:
1) Распечатать рисунок будущих дорожек, а где его взять? — спросите вы. Взять можно из интернета, может вам знакомый принесет или же сами начертите дорожки в специализированной программе. Я рисую в Sprint Layout (простая в использовании программа, рекомендую).
Так же проведу маленькую инструкции по распечатке рисунка, на примере программы Sprint Layout.
- рисуем печатную плату, вот и готово

нажимаем на печать и устанавливаем нужное количество копий

- так как я рисовал на слое М2, то зеркально отражать не нужно, убираем галочки со слоев М1 и К1

- устанавливаем цвет слоя М2 – черный.

так же нужно в настройках принтера нужно убрать галочку около «экономия тонера».
вот теперь можно печатать, ах да использую обычную бумагу.
2) Вырезаем нужный размер напечатанной страницы, а так же по желанию можно отрезать кусочек текстолита или отрезать после перевода рисунка.

3) Нужно приготовить ватные диски и средство для снятия лака (позаимствовать можно у слабого пола). Можно конечно использовать и ацетон, но он требует осторожного нанесения, при сильном нажиме тонер начинает растекаться.


4) Кладем напечатанный рисунок тонером вниз и смоченным ватным диском проводим по бумаге, от центра краям вытесняя лишний воздух, который есть под бумаги.

5) Можно подождать пока средство для снятия лака испарится, а можно прибегнуть к фену, опять идем к девушке)))

6) Снимаем бумагу под струей воды и получаем нужный нам рисунок, конечно не самый удачный… но было и лучше

а так же посмотрим другую плату сделанною тем же методом

Все зависит от используемой жидкости и количества ее на ватном диске.

7) Подправляем, если требуется, дорожки при помощи маркера для рисования плат

и конечный вариант

8) Далее травим в растворе хлорного железа, при температуре 40-60 градусов травится 5-20 минут. Получаем вот такую плату

данная плата долго травилась, и поэтому имеются протравы и просветы тонера.
Плата с обратной стороны


9) Убирать тонер можно тем же ацетоном или средством для снятия лака.

10) Сверлим отверстия нужного диаметра, под микросхемы, конденсаторы и резисторы – 0.7-1мм, а под провода питания 1.5-2мм.

с обратной стороны


11) Лудим дорожки припоем и канифолью, паяльной кислотой и прочими активными средствами лудить с последующей тщательной промывкой (но все же не рекомендую).
Так же можно лудить раствором розе или другими доступными.


12) Смываем канифоль

13) И конечным пунктом будет впайка нужных компонентов, от малых к большим деталям.



Продолжение следует… статьи, которые появятся в ближайшее время:

Часть вторая — Ванночка для травления
Часть третья — Прокатный станок для изготовления одно- и двух- сторонних плат

26 комментариев

avatar
Я устанавливаю на лазерном принтере кроме снятия экономии тонера еще и самую контрастную печать, тогда переводка получается жирной и без дырок. Только пропитывать бумагу ацетоном/растворителем нужно пообильнее, чтобы весь тонер стал мягким и полностью перешел на медь.
Самый лучший вариант дает ламинированная тонкая журнальная бумага, только ее пропитывать сложно.
Еще стоит обратить внимание, что при пропитывании бумаги ее длинна немного увеличивается, поэтому при изготовлении больших печаток лучше постепенно наносить растворитель от одного края платы к другому.
Вот мои результаты трехлетней давности после освоения метода с растворителем:


А дырочки в слаботочной электронике я уже давно не сверлю :D юзайте SMD, товарищи, и платы будут компактнее. При сверлении дырочек у меня часто отслаивалась медь от текстолита, особенно при большом прогреве паяльником.

Кстати о дырках, описанным способом можно сделать и двухсторонние платы, достаточно только расположить рисунки сторон на некотором удалении друг от друга и согнуть лист точно посередине между «сторонами». А потом по очереди перенести шаблоны на медь.
avatar
облуживать платы можно оплеткой от кабеля, аккуратней получается
avatar
а можно по подробнее? Насколько мощный паяльник при этом нужен?
avatar
ну паяльник нужен ватт на 40. сначала облуживаете как обычно, а потом укладываете оплетку на дорожки, на паяльник канифоль, и сверху оплткой и водите по дорожкам, оплетка впитывает лишний припой
avatar
применял для выпаивания микросхем) получается без ломанья ног микросхем!
avatar
Если не нужен компактный размер платы, я иногда делаю так:
наклеиваю на медь прозрачный скотч, рисую на нём дорожки, вырезаю лишнее лезвием, травлю. Так хлорное железо 100% не попадает на дорожки.
А платы с очень мелкой детализацией дома делать не берусь, был плохой опыт. Их мне изготавливают в одной конторе, посчастливилось найти такую. Денег стоит, конечно.
Может кто знает простой оригинальный способ изготовления мелких плат?
avatar
на сколько мелкие? ширина дорожек и расстояния между ними какое?
avatar
ЛУТом до 0,45мм дорожки делал без проблем
avatar
Это только при наличии большего опыта и отлаженной технологии, иначе или дорожки при переводке размазываются, или перенесенный рисунок в процессе снятия бумаги отслаивается от платы, или медь проедается под тонером. Т.е. подводных камней довольно много.
avatar
Вот был переведен и вытравлен рисунок с шириной дорожки 0,5мм (со 2-й попытки перевода)
Все дорожки сохранены, главное что бы травление длилось не более 30-40 минут.

avatar
Неплохо, жаль только без макросъемки снимали, не видно если и протравы на дорожках по краям и по площади. Какая толщина меди, чем травили и как долго?
avatar
на телефон фотал, цифровика пока нет(((
протравы немного есть… толщина меди — текстолит обычный, который подается везде, ни кто не говорит какая толщина меди
Травлю в хлорном железе, примерно минут 20 (раствор +50 градусов)
сейчас работаю над ванной для травления (но это уже другая статья!!!)
avatar
спасибо, успехов в работе
avatar
Ну вот, те же 0,45. И расстояние ненамного больше. Проело всё. При лужении всё отвалилось. Чистый текстолит остался.
Подумываю для таких дел достать гравировальную машинку с фрезой.
avatar
это которая с ЧПУ? если без неё то знаю что получится плохо…
если время будет, то напишу статью про изготовление плат для SMD процессоров с шагом ног 0,6мм и расстоянием между дорожками 0,2мм, дорожки получаются примерно 0,35мм… но времени на съемку и написания не хватает(((
но постараюсь) ибо чем больше полезного напишу — тем больше шансы на победу)
avatar
ну да, тут без опыта трудно, но потренировавшись вполне реально, сейчас в планах сделать самодельный ламинатор(вместо утюга), а травлю я в пузырьковой ванне с подогревом, травит быстро и тонкие дорожки не успевают протравится
avatar
чистой воды копипаст
всё уже давно извесно и выложено в сети
avatar
Статья написана мной с использованием моих фотографий!!!
Копипастом называется копирование информации с чужих сайтов и других информационных ресурсов. Вот вам пример копипаста на данную тематику radio-hobby.org/modules/news/article.php?storyid=259 и radioparty.ru/index.php/technology/48-2010-02-16-19-01-28 Второй даже снарушением авторских прав!
Так что подумайте перед отправкой обвинительных сообщений!
avatar
Интересно наверное для других. но тема есть быть.
А чего админ удалил прошлые темы? Хотя и говорил, что блоги и тд не будут редактироваться?
нехорошо так делать. Призы там были, значит обман как обычно.
avatar
Какие темы я удалил? Врать не хорошо. Ни одной темы удалено не было. Это даже легко можно отследить по порядковым номерам топиков
И где было написано, что ничего удаляться не будет? ПРиведите мне этот пост и прочитайте его внимательней!
Было удалено 3 комментария, один от тролля и два с рекламой. Спам, маты, навязчивая реклама и т.п. будет удаляться как и на всех нормальных ресурсах.
avatar
Мне кажется что ЛУТ получше будет.
На работе когда-то давно экспериментировали, дороги между выводами 2,5 — запросто, SMD не пробовали, но мне кажется что проблем не будит.
1. У принтера убираем экономию тонера, можно поднять контраст.
2. Вырезаем из настенного календаря или хорошего, ласщённого календаря лист А4. (короче из чего нибудь имеющего эмульсию в качестве основы.
3. Печатаем.
5. Готовим (полируем не до блеска — должен быть матовым) стеклотекстолит. (если при полировке выяснится что стеклотекстолит плохого качества — видны квадратики волокон на меди, желательно взять другой)
6. Накладываем рисунок на медь, сверху накладываем 2-3 мм. материал — ватин, дарнит или любой другой мелковорсистый. Не гладте напрямую по бумаге.
7. Гладим хорошо прогретым паяльником с нажимом.
8. Остывшую плату несём к воде, начинаем тереть под струёй воды тряпкой,
Верхний слой эмульсии и бумага легко скатывается и смывается (не перестарайтесь и не сдирите нижний слой эмульсии — он приварен как и медь к тонеру — его снимать пока не надо.
9. Зубной щёткой счищаем эмульсию (на дорожках пускай остаётся будет работать как дополнительный защитный слой), вертикальными движениями убираем эмульсию из отверстий «пятоков» — после травления зенковать не надо будет.
10. Травим хлорным железом при комнатной температуре (для исключения травления сбоку), плата должна травится в вертикальном положении (лучше уходят продукты распада), каждые минут через 3-5 плату достаём, даём стечь раствору (активируем процесс травления доступом кислорода), переворачиваем плату опускаем в раствор, продолжаем процесс травления до его окончания.

Платы очень тяжело отличить от заводских.
Удачи всем!
avatar
да конечно лут в некоторых случаешь лучше, но просто пол года жил без утюга, и это сподвигло на написание статьи)
за пункт 6, спасибо… я на прямую гладил)
avatar
есть еще технология без утюга. Делают бутерброт Плата — изолирующая прокладка — медная или алюминиевая фольга. Все это плотно сжимают и на фольгу подают напругу, контроль температуры при этом обязателен. Выдерживают некоторое время и готово!
avatar
Делал платы с толщиной дорожек 0,5 миллиметра.
Самый надежный и проверенный способ — технология утюга. Печатаешь на глянцевой бумаге печатку, потом накладываешь на кусок текстолита (начищенный наждачкой + обезжиренный) и утюжишь это все минуту. После этого идешь в туалет и замачиваешь в горячей воде на 2 минуты эту текстолитину (еще с бумажкой на ней) а потом под струей сковыриваешь бумагу что не прилипла. И травишь. Точность при хорошей сноровке, как я и говорил 0,5 миллиметра.
avatar
Как я вам всем завидую. Такая ностальгия. Но дома уже ни едкого натра, ни хлорного железа держать не буду.
Могу только сказать, что лучшие платы, сделанные в домашних условиях, у нас получались с помощью фоторезиста и фотошаблона.
avatar
Согласен — при использовании фоторезиста и дорожки можно делать ~0.2(меньше непробовал) и качество на достаточном уровне. Я про ЛУТ иногда только вспоминаю. При наличии всех компонентов(пленочного резиста, пленки для шаблонов, щелочи и хлорного железа) весь процесс занимает около 15-20 минут.
2мин-Подготовка и распечатка шаблона
2мин-Вырезание и клейка скотчем(я так делаю)
3мин-настройка экспонирования и само экспонирование.
1мин-травление фоторезиста(очень быстрое)
5-10мин — травление подогретым хлорным железом выс. концентрации.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.